Книга-объект на примере нескольких публикаций
Стараюсь, чтобы каждая моя книга стала своеобразным мирозданием. Книга может иметь объектную форму, например форму чемодана, бутылки, вешалки. Иметь светящиеся страницы. Я выпускал книга на кубиках и глиняных табличках...Каждая из моих книг имеет свое рабочее пространство. Этим пространством чаще всего является короб, разбитый на секции в виде несимметричной решетки, и в эти секции я раскладываю различные предметы, передающие замысел будущего произведения. Приведу несколько примеров.
В 1999 г. ГМИИ им. Пушкина проводил выставку «Коллаж в России».Я выставлял бумажные коллажи, а Генрих Сапгир показывал свой объект «Сонеты на рубашке» - его собственная белая рубашка, исписанная его же стихами. Кто-то нас вместе сфотографировал. Сразу же после выставки я выполнил работу под названием «Бутылка Сапгира». Это была гончарная работа, выпущенная тиражом 10 экземпляров.
Сергей Бирюков известный поэт-футурист, проживающий в Германии.Тем не менее, часто наезжая в Москву, мы встречались, и я издавал его книги. Первое, что он спросил, увидев этот жилет, - можно ли его носить? Я ответил, что нет, хотя размеры жилета 30х40 см. Поэт Бирюков расстроился... Вспоминаю, что еще он посетовал на розовые пуговицы жилета. "Нельзя ли их заменить на другие?" - спросил он. Бессмысленный вопрос, по моему...
Повесть Сергея Довлатова "Чемодан" я сначала выполнил в технике книга-объект. Это был чемодан, выполненный из дерева. Текст я выжигал, а внутрь поместил еще один предмет — книгу-гармошку. Позже был литографированный издательский проект, в который я также приглашал разных художников для участия.