Page 5 - Figures
P. 5

!-OK-GOPPE22.qxp_PRINT  17/12/2022  17:32  Page 3







                  О ЖИЗНИ МАТЕРИАЛА: ВСЁ И ЕЩЁ НЕМНОЖКО

                  …На вопрос журналиста из «НГ Exlibris» Елены Семёновой «Виктор, всё-таки какой художественный
                  стиль для вас органичен на сегодняшний день?» — Гоппе ответил: «Это, конечно, конструктивизм.
                  Я же скульптор. Кроме конструктивистской книжки я делаю конструктивистскую скульптуру. У меня
                  не так много времени, тем не менее я делаю скульптуру к каждой книге. Иногда автор её видит, но
                  чаще нет. В большинстве случаев ему доступна только видимая часть айсберга. То, что я не доиграл
                  в графике, я доигрываю в пластике и, таким образом, ставлю точку — в первую очередь для себя».
                     Здесь два ключевых слова: органика — и игра. И оба отсылают к традиции, рождённой в первые
                  десятилетия XX века. Именно тогда, прежде всего в статьях Аделаиды Герцык, несерьёзное детское
                  занятие было впервые осознано как средоточие и источник свежести чувств и непосредственности
                  восприятия. Позже Осип Мандельштам вовсе его возвеличил, заявив, что искусство — «Радостное
                  богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа!» Что же касается органики, то она,
                  порождённая русским авангардом, привела в мир культуры представление о едином космосе,
                  в котором нет большого и малого и снято противопоставление между важным и неважным.
                     Для  играющего  художника  Виктора  Гоппе  наследование  русскому  модернизму  и  авангарду
                  органично. Цветом, формой или материалом — он мыслит так, как если бы в художественном про-
                  цессе не было разрыва в десятки лет, как если бы социалистического реализма не существовало.
                     Кажущаяся незначительность «Фигурок» отменяется, как только мы понимаем, что для художника
                  это точка в творческом процессе. Если же мы смотрим с точки зрения Целого, понимая под ним гло-
                  бальное  объединение  предметов,  явлений,  процессов,  то  детская  весёлость  эскизов,  готовых
                  скульптур «Матрос», «Боксёр» и разноцветной стайки их товарищей — лишь первый уровень вос-
                  приятия. Уже на втором, чуть задумавшись, начинаем осознавать глобальную — вот удивитель-
                  но! — важность творческого посыла.
                     И — материал: обычная бумага, цветная бумага, сваренная вручную и готовая, крафт, картон,
                  фанера, дерево. Всё это живое, как лес, сочетаемость материалов подталкивает к новым ходам
                  и конструктивным решениям, создание растёт, как если бы имело корни. Таков, например, «Поце-
                  луй», в котором угловатая пластика и рискованные с точки зрения соседства цвета работают на идею
                  движения. Или «Матисс и 13-й Кулик», где развит приём Михаила Матюшина, который, кажется, пер-
                  вым увидел высокое искусство в древесных обломках. Сам Гоппе утверждает: «Человек, который
                  берёт материал нетрадиционный, обязан быть виртуозом. Он должен показать этот материал так,
                  чтобы максимально извлечь из него всё возможное и дать возможность наполниться, насытиться
                  и зрителю-владельцу».
                     И — то самое «органическое развитие формы», о котором ещё когда говорил Павел Филонов.
                  Нет ничего внешнего, случайного, всё осмыслено и идёт в глубину. Художник пережил, доиграв;
                  мы же переживаем, глядя, и наше восприятие становится объёмным.
                     А проводник — игра: занятие, как мы помним, лёгкое, необязательное, несерьёзное.

                                                                                         Вера Калмыкова
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10