Page 5 - Figures
P. 5
!-OK-GOPPE22.qxp_PRINT 17/12/2022 17:32 Page 3
О ЖИЗНИ МАТЕРИАЛА: ВСЁ И ЕЩЁ НЕМНОЖКО
…На вопрос журналиста из «НГ Exlibris» Елены Семёновой «Виктор, всё-таки какой художественный
стиль для вас органичен на сегодняшний день?» — Гоппе ответил: «Это, конечно, конструктивизм.
Я же скульптор. Кроме конструктивистской книжки я делаю конструктивистскую скульптуру. У меня
не так много времени, тем не менее я делаю скульптуру к каждой книге. Иногда автор её видит, но
чаще нет. В большинстве случаев ему доступна только видимая часть айсберга. То, что я не доиграл
в графике, я доигрываю в пластике и, таким образом, ставлю точку — в первую очередь для себя».
Здесь два ключевых слова: органика — и игра. И оба отсылают к традиции, рождённой в первые
десятилетия XX века. Именно тогда, прежде всего в статьях Аделаиды Герцык, несерьёзное детское
занятие было впервые осознано как средоточие и источник свежести чувств и непосредственности
восприятия. Позже Осип Мандельштам вовсе его возвеличил, заявив, что искусство — «Радостное
богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа!» Что же касается органики, то она,
порождённая русским авангардом, привела в мир культуры представление о едином космосе,
в котором нет большого и малого и снято противопоставление между важным и неважным.
Для играющего художника Виктора Гоппе наследование русскому модернизму и авангарду
органично. Цветом, формой или материалом — он мыслит так, как если бы в художественном про-
цессе не было разрыва в десятки лет, как если бы социалистического реализма не существовало.
Кажущаяся незначительность «Фигурок» отменяется, как только мы понимаем, что для художника
это точка в творческом процессе. Если же мы смотрим с точки зрения Целого, понимая под ним гло-
бальное объединение предметов, явлений, процессов, то детская весёлость эскизов, готовых
скульптур «Матрос», «Боксёр» и разноцветной стайки их товарищей — лишь первый уровень вос-
приятия. Уже на втором, чуть задумавшись, начинаем осознавать глобальную — вот удивитель-
но! — важность творческого посыла.
И — материал: обычная бумага, цветная бумага, сваренная вручную и готовая, крафт, картон,
фанера, дерево. Всё это живое, как лес, сочетаемость материалов подталкивает к новым ходам
и конструктивным решениям, создание растёт, как если бы имело корни. Таков, например, «Поце-
луй», в котором угловатая пластика и рискованные с точки зрения соседства цвета работают на идею
движения. Или «Матисс и 13-й Кулик», где развит приём Михаила Матюшина, который, кажется, пер-
вым увидел высокое искусство в древесных обломках. Сам Гоппе утверждает: «Человек, который
берёт материал нетрадиционный, обязан быть виртуозом. Он должен показать этот материал так,
чтобы максимально извлечь из него всё возможное и дать возможность наполниться, насытиться
и зрителю-владельцу».
И — то самое «органическое развитие формы», о котором ещё когда говорил Павел Филонов.
Нет ничего внешнего, случайного, всё осмыслено и идёт в глубину. Художник пережил, доиграв;
мы же переживаем, глядя, и наше восприятие становится объёмным.
А проводник — игра: занятие, как мы помним, лёгкое, необязательное, несерьёзное.
Вера Калмыкова